Сравнение людских команд
Как и в практически любой фэнтезийной игре, одними из представителей “эталонных середнячков” в Blood Bowl являются представители человеческой расы. Наших с вами сородичей представляют сразу четыре команды: первая так и называется “люди”, вторая - “норсы”, третья - “амазонки”, четвертая - “бретонцы”. В общем есть из чего повыбирать. Давайте же посмотрим, чем эти команды отличаются друг от друга.
Первая команда, которую мы рассмотрим - люди. Представители развитых человеческих цивилизаций, имперцы, профессионально занимающиеся этим видом спорта. Как и принято в такого рода играх, обычно люди - середнячки практически во всем, и Blood Bowl тут не исключение.
Линейные - обычные, среднестатистические игроки, не блещущие талантами, но и не имеющие откровенно слабых мест. В крайнем случае, могут с некоторым успехом попробовать подменить игрока на любой другой позиции. Сразу четыре неплохих блицера - основные рабочие лошадки, тащащие на себе команду. Связка из пасующего и, хоть и слабого, но быстрого принимающего позволяют играть в мяч. Огр добавляет команде силы, несколько облегчая ситуацию в плотных драках.
В целом средние статистики игроков не дают им так же ловко играть в мяч и перемещаться по полю, как эльфы, и так же надежно участвовать в драках, как орки. Но большое количество позиционных игроков и начальных умений, а так же доступ ко всем основным группам навыков, делают эту командой относительно неплохой в каждом аспекте игры. Сразу ясно, что перегнать скавенов не выйдет, значит надо навязать им силовую игру; против дворфов лучше не лезть в контакт без необходимости, тут надо использовать скорость; пытаться поломать хрупких эльфов, перепасовать неловких орков, в общем, играть на недостатках оппонентов. В целом, чаще всего людям приходится подстраиваться под игру противника и пытаться изменить её, используя те аспекты игры, в которых оппонент слаб.
В итоге, команда не хватает с неба звезд, но, в общем, неплоха. Очень быстрый старт, неплохо играет на низких и средних уровнях развития. На высоких - как повезет с травмами и потерями. За счет самой высокой брони среди человеческих команд люди чуть попроще в управлении командой в лиге, но отсутствие своей собственной игры на поле, и необходимость понимать игру соперника и подстраиваться под неё, делают её не самой простой для новичков. С другой стороны, играя за людей вы, возможно, быстрее всего познакомитесь с практически всеми аспектами Blood Bowl.
Северные собратья людей - норсы. Эдакий аналог викингов, безбашенные парни, презирающие броню, но обожающие мордобой. Команда также, как и люди может, играть в мяч и обладает для этого подходящими игроками, но в целом намного больше заточена на драку.
Так что же такого есть у норсов для махания кулаками, и насколько они успешны в этом аспекте игры? Посмотрим на игроков. Первое, что бросается в глаза при взгляде на ростер - почти поголовный навык “блок” на игроках. На практике это означает, что при почти любом блоке игроки норсов имеют больше шансов уронить соперника и меньше шансов упасть самим. Когда бьют норсов, они так же реже падают, чем среднестатистические игроки других команд.
Вторая особенность - сразу три позиции с навыком “frenzy”. Это означает, что блоков команда будет делать больше, что по статистике должно привести к еще большему количеству сбиваний с ног игроков оппонента. Сама собой вырисовывается тактика - бить все, что подвернется под руку, пытаться уронить всех оппонентов, в идеале травмировав их. Учитывая, что в контактном бою из-за низкой брони норсы обычно держаться недолго, игры довольно часто превращаются в гонку “кто кому раньше травмирует команду”.
От других человеческих команд норсы отличаются и навыком frenzy, который мы уже упоминали. Много умений и большое количество frenzy позволяет помимо прочего легко выталкивать игроков оппонента, что несколько увеличивает шансы норсов на флангах. С другой стороны для неопытного тренера этот навык может оказаться сложным, ведь он уменьшает контроль над командой и не позволяет полностью контролировать позиционирование игроков. Для опытного тренера плюсы тут перевешивают минусы, но у новичка уйдет какое-то время чтобы обуздать этих горячих парней и управлять командой.
Стоит ли брать именно норсов, если хочется побить кого-то за людей? Однозначно да, в этом они явно превосходят имперцев, амазонок и бретонцев. А вот если хочется более вдумчивой и распланированной игры, то лучше взять кого-то другого.
Третья команда, представляющая человеческую расу, - амазонки. Так же, как у имперских и норских собратьев, у девушек есть доступ к самым разным позиционным, есть кому заняться и силовой работой, и игрой в мяч.
Основных отличий от других команд два.
Первое - у всех игроков одинаковые характеристики. С одной стороны это плюс: любая из девушек может почти одинаково успешно уклоняться от оппонентов, носить мяч или драться. Со взаимозаменяемостью и универсальностью все отлично. Но с другой стороны их специалисты не так уж и хороши. У силовиков всего лишь средняя сила, у пасующих и принимающих средняя скорость и ловкость. У линейных такая же низкая броня, как и у остальных. Нет ярких игроков, которые были бы заметно лучше общей массы середнячков.
Второе отличие - низкая броня, но поголовный навык dodge. По сравнению с другими командами людей амазонки относительно легко перемещаются по полю и не так часто падают с ног. Но если падают, то переносят эти падения хуже остальных.
Учитывая, что скорость и ловкость у команды средняя, а сбить с ног девушек сложно, получается, что в большинстве матчей амазонкам выгоднее вступать в плотные контакты и навязывать силовую игру. Хоть броня их и низка, это все равно остается довольно надежным планом против почти всех команд. В итоге игра за амазонок обычно получается очень вязкая, с небольшим количеством перемещений по полю. Амазонки в основном пытаются получить локальное преимущество за счет большого количества умений, и, как только предоставляется шанс, использовать неплохую для людей мобильность, чтобы закрепить успех атакой на мяченосца или прорывом к чужой зачетной зоне.
На низких и средних уровнях развития это очень хорошая команда, одна из лучших в игре. На высоких, впрочем, из-за посредственных характеристик у амазонок обычно начинаются большие проблемы. Для тренеров, которые не собираются очень долго играть одной командой, амазонки подходят хорошо, а большое количество умений и низкая цена позволяют уверенно играть ей с самого начала даже новичкам.
С выходом Blood Bowl 2 в игре появилась новая человеческая команда - бретонцы. Они являются результатом попытки перенести во вселенную Blood Bowl’а феодальное европейское общество - есть рыцари (блицеры), есть их стража-йомены (блокеры) и есть чернь-крестьяне (линейные).
Иерархия и роли в команде четко распределены и закреплены соответствующими навыками и параметрами. Рыцари - типичные чемпионы, жаждущие славы. Они быстро бегают и надежно принимают мяч. При этом они бесстрашно сражаются с вражескими чудовищами (навык dauntless) и, в целом, благодаря своей дворянской подготовке, умеют драться (навык block). Рыцари являются звездами команды, которые “тянут одеяло на себя” - мяч они хватают очень охотно, а вот отдают - гораздо реже.
Их надежные помощники - йомены-блокеры. Это стражники рыцарей, чья задача - оберегать своего сюзерена на поле и расчищать для него путь к вражеской зачетке. Доступ к силовым навыкам и встроенный навык wrestle идеально помогают им в этом. Этот же навык заставит вас лишний раз подумать, стоит ли давать мяч кому-то, кроме рыцарей, ведь йомена проще уронить на землю.
Наконец, внизу “пищевой цепочки” феодального общества находятся простые крестьяне - обычные неграмотные фермеры, которых насильно забрали в команду. У них та же функция, что и у блокеров-йоменов, но справляются они с ней хуже, ибо у них нет ни 8 брони, ни навыков для блокирования. А ловкость со значением 2 почти гарантирует, что к мячу они не притронутся. Несмотря на это, крестьяне имеют и ряд преимуществ, которыми оправдывают свое присутствие на поле: они очень дешевы, а также имеют навык fend, позволяющий им лучше контролировать поле и оберегать рыцарей. Кроме того, они не связаны никакими кодексами чести и очень хотят выжить - а значит это идеальный игрок для фолов.
Благодаря большому количеству встроенных навыков и средней броне, бретонцы достаточно уверенно чувствуют себя на низких и средних уровнях развития. Но по мере развития команды, недостатки в виде средних параметров и отсутствия биггая (игрока с 5 силой, как тролль или минотавр) будут сказываться все сильнее. Бретонцам нужно будет задуматься, чем прикрыть эти узкие места - фолами, забеганиями быстрых рыцарей, силовой игрой блокеров или чем-то еще. Также не забывайте, что рыцари - основа команды, и потеря 1-2 из них сильно скажется на качестве игры.
Подведем итог. Как вы видите, люди довольно неплохо представлены в Blood Bowl’е, занимая нишу так называемых универсалов - команд, которые не являются лучшими в каком-то одном аспекте игры, но зато могут всего понемногу: и побегать с мячом, и попасовать, и подраться. Нет того, в чем они откровенно слабы. Девизом каждой из этих команд могла бы стать замечательная фраза “Jacks of all trades - masters of none” (ближайший русский аналог - “за всё берётся, да не все удаётся”). Если такие универсальные команды для вас, ну или если вас не прельщает играть за крыс, гоблинов и прочих фэнтезийных тварей - то теперь вы знаете из чего повыбирать.